Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад «Якутские настольные игры: «хабылык», «тырыынка»
30.11.2016, 10:22

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 «Якутские настольные игры: «хабылык», «тырыынка»

 

 

 

 

 

Выполнили: Илистярова Алеся, Анисимова Вика

ученицы 2 класса СОШ №20

Руководитель: Анисимова Светлана Галактионовна,

учитель физической культуры СОШ №20

 

 

 

 

 

Содержание:

  Введение…………………………………………………….……………………3

1. Теоретическая часть

  1.  «Якутские народные игры – история народа Саха»………….............4
  2.  Влияние развития мелкой моторики рук на реакцию, ловкость, память и мышление. …………….…………………………………………6
  3. История игры Хабылык»…………..………………………………………8
  4. История игры «Хаамыска»…………………………….…………………11

Заключение……………………………………………………………..…….......13

Использованная литература………………………..……………...……………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы согласны с мнением, что народные игры – это отражение этноса в целом и история его развития. Это важная составная часть культуры многонационального народа России. В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга. Но к сожалению, не каждая семья, не каждый ребенок нашей Республики, в том числе в нашем поселке Хатыстыр Алданского района знают историю и правила якутских настольных игр.

Актуальностью данной темы является то, что изучение истории, ознакомление и игра детей и педагогов с правилами якутских настольных игр изготовленных из подручных материалов может стать настоящим помощником для развития мелкой моторики рук, реакции, ловкости, памяти и мышления детей дошкольного и школьного начального возраста.

Цель работы: ознакомить детей с видами якутских настольных игр «тырыынка», «хабылык», обучить их основным видам, развить мелкую моторику рук, реакцию, ловкость, память и мышление через игры «тырыынка», «хабылык» по новой методике.

Гипотезой послужило то, что если ввести в проектную деятельность образовательных учреждений якутские настольные игры, то это может быть эффективным для развития мелкой моторики рук, реакции, ловкости, памяти и мышления детей дошкольного и школьного возраста

Предмет исследования: развитие мелкой моторики рук, реакции, ловкости, памяти и мышления через якутские настольные игры «тырыынка»», «хабылык».

Объект исследования: повешение интереса детей к якутским настольным играм.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1.Изучение литературы по истории и традиции якутского национального спорта, в частности якутских настольных игр.

2. Провести мастер-класс желающим на тему «Якутские настольные игры: история и перспективы» для интересующихся.

3. Обучить детей двум видам якутских настольных игр: Хабылык, тырыынка по новой методике в течении года.

4.Принять участие в соревнованиях по якутским настольным играм среди детей дошкольного и начальных классов образовательных учреждений в конце учебного года.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретическая часть
    1. Якутские народные игры – история народа Саха

Национальные виды спорта актуальны и сегодня, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш современный век. Они могут способствовать сплочению российского многонационального общества.

В настоящее время, в республике сформирована система государственных гарантий развития национальных видов спорта, позволяющая в достаточной степени реализовать их потенциал в оздоровлении населения, приобщении граждан к систематическим занятиям физической культурой, в подготовке спортивного резерва.

Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с XVI-XVII веков. В XX веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты. С переменой сфер нашей жизни, в связи с перестройкой, настольные игры получили второе рождение как часть культуры народа. В 90-х годах. Появился интерес к ним. Началась работе по пропаганде игры в общеобразовательных школах и других культурных учреждениях. С тех пор количество участников растет.

В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга.

В 1992г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту, и они получили статус вида спорта.

Все больше и больше участников вовлекаются в национальные настольные игры. Федерация подготовила организаторов, квалифицированных судей и первых мастеров спорта. Это – Д.Я.Федотов, А.К.Чириков, М.В.Павлова, Н.В.Троева (Егорова). Все они родом из Верхневилюйска. В последние годы абсолютными чемпионами различных турниров становились А.И.Донской, Н.К.Терентьев, М.М.Петров, К.М.Алексеева. Одним из преимуществ настольных игр является то, что для их организации нет необходимости в больших финансовых затратах.

Федерация настольных игр существует уже двадцать лет и главной задачей ее является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования. Вместе с ГБУ «РЦНВС им.В.Манчаары» Федерация национальных настольных игр активно пропагандирует настольные игры хабылык и тырыынка среди населения. Ежегодно проводятся республиканские турниры по этим играм

среди взрослых и детей школьного возраста, игры включаются в программу республиканских соревнований «Игры предков». Школы города тоже активно включаются в пропаганду этих игр.

Создана образовательная программа по настольным играм хабылык и хаамыска для детей младшего и среднего возраста, пересмотрены и обновлены нормативы на присвоение спортивных званий и разрядов по этим играм. Эти проекты являются стимулом для развития настольных игр в республике. Таким образом, хабылык и тырыынка с большим удовольствием и пользой можно использовать как в общеобразовательных учреждениях, в детских оздоровительных лагерях, в различных учреждениях, так и в свободное время в кругу семьи.

В настоящее время перед Федерацией стоит задача популяризации этого вид спорта за пределами региона. Принимают участие в организации занятий и соревнований по якутским играм среди гостей из зарубежья во время МСИ «Дети Азии». Мастера обучают их исконной игре хабылык и тырыынка

1.2. Влияние развития мелкой моторики рук на реакцию, ловкость, память и мышление.

 

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к  сложному.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История и правила игры «хабылык»

Самой древней игрой является хабылык. Играют простыми лучинками, которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Со временем правила этой игры усложнялись и, сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты

Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени.

Название якутской народной игры «хабылык» исходит от основы глагола «хап»- хватать, схватывать что либо, ловить на лету, подхватывать падающее сверху (например, подхватывать рукою мяч); переносно: клевать (о рыбе). В «Словаре якутского языка» О.К. Пекарского указаны сравнительные параллели с тюркскими «кап»-хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе:

1) палочки, лучинки, сделанные для игры подхватывания;

2) игра на лучинках, которые подбрасываются вверх и подхватываются на лицевую сторону руки.

Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание: как в междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры подхватывали на лету между пальцами стрелы противников. Вот где пригодилась игра в «лучинки». В ритуал бракосочетания входили специальные демонстрации-соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька.

Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его на спину.

Есть народная пословица: «Над собой белую птицу не пропустит, под собой серую мышь не пропустит». Все мы знаем, как нужны в повседневной жизни ловкость рук, зоркий глаз, острый ум.

Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно-единственное.

Пока есть народ Саха, «хабылык» будет распространяться повсеместно, всюду, приобщая все больше людей, особенно молодежь.

Правила игры в хабылык

Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык. До 25-ти ловится только по одному хабылык. Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык, участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцами.

Возрастные группы участников.

Участники соревнований делятся на следующие возрастные группы:

• Мальчики, девочки — 6-14 лет.

• Юноши, девушки — 15-18 лет.

• Взрослые — мужчины, женщины — 19-40 лет.

• Взрослые — мужчины — 41 -55 лет.

• женщины — 41 -50 лет.

• Ветераны — мужчины — старше 56 лет.

• женщины — старше 51 года.

Инвентарь и место проведения соревнований

Основным инвентарем в данном виде соревнований являются палочки, которые изготавливаются из дерева.

Размеры хабылык: длина — 16 см, ширина — 9 мм, толщина — 4мм. Количество хабылык — 30 штук.

Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.

 

  1.  Правила игры в Тырыынка

Участник, держа тырыынка вертикально в одной руке, упирает их нижними концами в стол и резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки, оформленной в виде ложечки, очень осторожно вытаскивает остальные. В случае даже малейшего движения других палочек-тырыынка игра данного участника прекращается, и палочки передаются следующему игроку. После сбора участниками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.

Возрастные группы участников:

Участники соревнований делятся на следующие возрастные группы:

• Мальчики, девочки — возраст 6 до 10;

• Мальчики, девочки — возраст с 11 до 14 лет;

Инвентарь и место проведения соревнования

Основным инвентарем в данном виде соревнований являются палочки, которые изготавливаются из дерева.

Размеры тырыынка: длина — 12 см, ширина — 3-4 мм, толщина — 2 мм. Количество тырыынка — 30 штук.

Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мы, пришли к выводу, что можно и нужно играть в народные настольные игры детям дошкольного и школьного возраста, так как:

- настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа.

- настольные игры народов имеют глубокие корни.

- они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

-они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.

- только в Якутии хабылык и тырыынка развиты как спортивный вид, есть Федерация настольных игр.

- это универсальный и доступный всем спорт.

- преимущество: играют и  дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и специальные помещения.

- лучший способ досуга – это народные настольные игры. Игровой отдых может принести больше пользы, чем полное безделье.

- нам удалось привлечь детей, организовали небольшие соревнования.

- для детей дошкольного возраста используем самые упрощенные варианты таких игр.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Этноспорт Якутии. Автор: Иннокентий Готовцев- Якутск: 2012.

2. Дети Азии. Составители: Алексей Соколов, Ростислав Павлов. 2012 г.

3. Саха торут оонньуулара. Народные игры и забавы Саха/ А.С.Федоров.-Якутск: Бичик,2011.-96 с.

4. Якутские настольные игры. Автор: - Иннокентий Готовцев- Якутск: 2012.

5. Журнал Саха Спорт 5(19)2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Проектная деятельность «Якутские настольные игры» под руководством учителя начальных классов Яковлевой Анастасии Павловны

- В течении года занимались 8 учащихся 1 класса в неделю 1 раз.

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: anisiya
Просмотров: 2704 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar